В первой кижской части я обещала про женщин кое-что рассказать.
Помимо упомянутых способностей вертеть мельницу на поворотном механизме, женщины ещё и на вёслах гребли. Если семья отправлялась куда-то на лодке, мужик был на руле, а баба на вёслах – считалось, что это делает женскую фигуру привлекательной. Ну, вообще – делает фигуру :)
Девушки носили либо распущенные волосы, либо одну косу. А вот замужние женщины – две косы. Мне всегда казалось наоборот – две косы соответствуют чему-то более молодому и порывистому, а одна – спокойному и размеренному.
Тем не менее, на свадьбе двоюродный брат невесты, называемый братаном, расчёсывал сестре волосы, делал пробор и заплетал две косы, которые потом женщина носила всю жизнь. Она даже мыла голову так – по половинам: сначала расплетала одну косу и мыла, потом вторую, стараясь не смешивать волосы с этих половин. Считалось, что одна коса – её, а вторая – мужа.
Дом зажиточного крестьянина Ошевнева слишком показателен, поэтому, понятно, что он был выкуплен у потомков (прямо с фамильными портретами) и перевезён в Кижи.
Всё под одной крышей – жилые помещения и хозяйственные.
Вот на фото: правая часть жилая, а в левой части внизу находился скот, а вверху хранились лодки, сети, лошадиная упряжь, сани и санки, ткацкие станки и приспособления для вязания рыболовных сетей и выделки льна. С обратной стороны дома с этого второго хозяйственного этажа есть специальный спуск, по которому и лошадь с телегой могла пройти.
Всё сделано под одной крышей для удержания тепла – зимой можно было, не выходя на мороз, пройти в любую часть дома.
Слева два амбара и огород, справа, ближе к речке – баня.
Девичья светёлка. Когда девушка входила возраст замужества, на перильцах завязывались красные ленточки. Если девушку не брали замуж, ленточки продолжали висеть, выцветали, и по насыщенности их окраски можно было определить в некотором смысле ценность невесты.
Несколько видов внутри дома – большая общая комната с воронцами – балками под потолком, на которые гости клали рукавицы, ставилась утварь, перекидывалось такое коромысло с люлькой ( люльку таким образом можно было двигать по всему дому – хоть к печке, хоть к ткацкому станку, хоть к полатям. На воронец около печки ставили готовые пироги до срока – чтобы дети не таскали.
Гостевая комната
Хозяйственная часть дома
Огород, причал, рига с сооружением, похожим на шведскую стенку, для сушки снопов.
А вот у амбара мастер как раз показывает, как делается лемех, которым покрываются купола.
Ещё один дом – Елизаровых. В нём музей народного творчества, но тоже был закрыт на какие-то работы.
А мастерица около него плетёт пояса.
А кукол таких, только из обычных ниток, я сама делала в детстве :)