Главной достопримечательностью храма является огромная веранда, которая выступает на 12 метров над краем скалы, где находится храм. Опорой ей служат громадные столбы, скрепленные без единого гвоздя. Это прекрасная обзорная площадка, где всегда многолюдно. Когда-то она использовалась как сцена для танцев.
Ни один человек, пришедший в храм, не минует ритуальный водопад, прозрачной воде которого храм и обязан своим именем. Водопад охраняет божество Фудо мёо, которое своим отталкивающим обликом отпугивает злых духов. Многие совершают обряд омовения этой водой, вознося молитвы Фудо мёо. Этот ритуал очищения сулит просветление душе, и добрый дух богини Каннон принесет чувство покоя и умиротворения, ощущение единения с ней.
В Кёмидзу-дэра мы приехали вечером, когда небо становится тёмно-синим, и на улицах загораются фонари. И пока мы поднимались, сначала по улочке с сувенирными лавками, а потом и по храмовой территории к той самой веранде, совсем стемнело. Обычных уличных фонарей там нет, лишь на ступеньках стоят светильники и освещены входы в некоторые храмы. Полно тёмных закоулков и строений. Поэтому многое из описанного в туристическом буклете мы не увидели. Я и до источника не добралась – посмотрела на него сверху, на него и огромную очередь.
Но смысл такой вечерней поездки был в другом – в подсвеченных деревьях сакуры вдоль дорожек и на склонах горы Отова, на которой расположился храм. Это прекрасное и романтичное зрелище, недаром там было так много парочек :)
Я, как обычно, сразу же «потерялась» и бродила одна, без группы.
Добрела в полутьме до какой-то освещённой террасы. Смотрю – все люди снимают обувь и заходят в неприметную дверь слева. Вроде бы очередь быстро продвигается, раз не получилось с источником, дай, думаю, хоть сюда зайду. Взяла у девушек-работниц пакет, положила в него кроссовки, прочитала плакат о запрете пользования фотоаппаратами и мобильниками и пошла.
За невысокой дверцей-проёмом – неширокий и неосвещённый коридорчик, который вдруг поворачивает и ныряет вниз, теряя последние вуали света. И вот уже идёшь в полной темноте, трогая рукой каменную стену, неровную, но совсем не шершавую, отполированную тысячами тысяч прикосновений. Коридорчик, превратившийся в нору, извивается, и я уже совсем не чувствую направления и глубины, и вот-вот у меня случится какая-нибудь клаустрофобия, но тут впереди появляется немного света. Мы выходим в небольшой округлый низкий зал-пещеру со скупым тёплым освещением, льющимся непонятно откуда, и камнем в центре. Камень похож на гриб и стол одновременно – толстая ножка и не очень выпуклая шляпка с выбитыми на ней письменами. И он крутится. Дорога проходит вокруг этого камня, и все люди трогают его рукой. Я его тоже погладила и сказала на всякий случай «хороший, хороший». А дальше выход из зала и опять путь по тёмному извилистому коридору, пока вдруг не поворачиваешь и не выходишь всё на ту же террасу, только в дверь справа.
Потом спросила у гида – что это было?
Оказалось, я побывала в чреве богини Милосердия Каннон рядом со священным камнем Будды.
Но о богине в следующий раз, а сегодня романтическая прогулка в Храме чистой воды.
— В японском фольклоре статуям буддийских божеств отводилась особая роль. Известно, что огромную популярность получил в Японии обычай одевать буддийские изваяния, а в холодную погоду — укутывать. С чем связан такой интересный обычай?
— Этот чисто народный обычай «очеловечивания» священных изваяний касается либо канонизированных основателей японских школ буддизма, либо таких популярных аватар, как бодхисатва Кшитигарбха (яп. Дзидзо-сама). Последний служит проводником заблудившихся путников в этом мире, а также попечителем умерших (в особенности детей) в загробном, а потому на его каменных статуях часто можно увидеть детские распашонки и слюнявчики, а у ног его – горки камней, то есть символические буддийские пагоды, которые дети, не удостоившиеся заупокойных молитв, по преданию, пытаются сложить на берегу потусторонней реки Сай-но кава. Принято также поливать буддийские изваяния на кладбищах водой.
А ещё были синтоистское святилище, камни влюблённых, которые я даже не нашла в темноте, да и саму богиню Каннон с одиннадцатью головами и десятью руками прошляпила.
Нет, определённо, по Японии мне - незачёт! :) Возвращаться и жить в Киото не меньше недели, не меньше! :)