В синтоизме нет понятия греха, есть понятие нечистоты – шли-шли и упали в грязь. Значит, можно отмыться. Это не совсем аналог индульгенции или замаливания грехов. Это просто как любовь к чистоте, обновлению.
Обрядам очищения придаётся большое значение, практически все они связаны с водой и есть в обеих религиях, кстати. (И мне кажется, что современная ситуация в японских гостиницах, например, когда у лифта на маленьком столике стоит бутылочка с антисептиком для рук – нажал кнопку лифта и «помыл» руки – является не только заботой о здоровье, но и отголоском тех самых обрядов очищения.)
Но и перестройка или удаление старого, дряхлого и возведение нового вполне в японском духе. Каждый раз, когда умирал император, столица переносилась, именно поэтому на протяжении первых нескольких веков в Японии не было постоянной столицы.
Различные религиозные святилища и храмы часто сносились и восстанавливались каждые двадцать-тридцать лет руками монахов, отмеряя смену поколений. Так же разбирали старые тории и строили новые.
Тории – в буквальном переводе «птичий насест». Их появление связано с легендой об Аматерасу - богине солнца и прародительнице японских императоров, главе пантеона синтоистских богов.
Однажды бог ветра и бури Сусаноо разбушевался и натворил немало безобразий, разрушив рисовые поля, осквернив жилище своей сестры - богини солнца Аматэрасу. Оскорбленная, Аматэрасу укрылась в небесной пещере и завалила вход в неё огромным валуном. Мир погрузился во тьму. Чтобы выманить Аматэрасу из укрытия, небесные божества испробовали много способов - устраивали танцы у ее дверей, вывешивали различные украшения у входа в пещеру. Ставка была сделана и на голосистых петухов, способных пробудить даже спящую богиню. Перед пещерой был построен высокий насест, на котором разместилась птичья стая. В результате множества различных хитростей богиню солнца удалось выманить из пещеры, свет вновь вернулся в мир. Но с тех пор тории стали непременным атрибутом любого храма, посвященного синтоистским богам - ками.
Деревянные тории обычно красят в сочные цвета – красный или ярко-оранжевый, считается, что такой цвет отпугивает злых духов. Так же считается, что пройти под ториями – к удаче, но некрасиво проходить по центру – это место для богов, а надо скромненько, с краешку.
Самые знаменитые тории Японии, которые стали символом страны наряду с Фудзи, находятся на острове Ицукусима (Миядзима).
Ицукусима – остров Внутреннего Японского моря в префектуре Хиросима. Другое название Миядзима - остров Храма. На острове находился город Миядзима до его поглощения городом Хацукаити в 2005 году. До середины прошлого века остров считался священным, и здесь, согласно синтоистским верованиям, не должно было свершаться что-либо нечистое, к чему причислялись роды и похороны. До сих пор здесь нет кладбища и умерших увозят с острова.
На острове находится один из древнейших синтоистских храмов Ицукусима, возрастом более 14 веков и стоящий на сваях в воде. В нынешнем виде он был перестроен в XII веке.
Тогда же были возведены и знаменитые тории у входа в небольшой залив перед храмом. Современные ворота являются уже восьмыми по счёту и построены из камфорного дерева в 1875 году. Их высота. 16,8 м, длина крыши 24,2 м, длина окружности столбов 9,9 м. Поразительно, что несущие столбы ворот не вкопаны в морское дно, а просто стоят на основании, укрепленном несколькими сосновыми сваями. Масса ворот около 60 тонн. Для увеличения веса перекладины под крышей сделаны в форме коробок, внутри которых лежат камни величиной с кулак. То есть, ворота стоят в море благодаря лишь собственному весу.
Во время прилива и тории, и храм стоят в воде, можно сказать даже – плывут. Во время отлива под воротами можно пройти пешком, многие даже собирают всякие ракушки – для еды.
В храме была свадьба по синтоистскому обряду.
Храмам принято дарить выпивку, как ни странно. Каждый год производители присылают бочонки нового саке в храм. В ответ храм отправляет различные обереги. Куда потом идёт этот алкоголь, не знаю, может быть на праздники или вот на свадьбы как раз.
С площадок синто-храма Ицукусима видно что-то буддийское неподалёку.
Улицы городка на острове.
Пятиярусная пагода, построенная в 1407 году.
Миядзима известен своими клёнами, выше по горе находится парк Момидзидани (Долина кленов). Весной всё в сакуре, осенью - в красных кленовых листьях.
Рикши не только возят, но рассказывают, то есть, работают гидами.
На острове полно оленей. Когда-то там были свои, аутентичные олени. Но те, что не погибли после взрыва в Хиросиме, были доистреблены американцами после капитуляции Японии. И сейчас на острове олени, завезённые из Нары.
Именно там на меня напал олень и сожрал мою котлету из креветок в виде кленового листа. Я кричала ему "Бу!" и "отойди противный, ты же не плотоядный", но ничего не помогло - я осталась без котлеты. :) Фотку события прислала девочка из нашей группы.
Когда олень доел таки котлету, то стал бодаться и лезть в мой рюкзак. Пришлось вытащить пачку чипсов и скормить ещё и их.
А пока я боролась с оленем, случился отлив, и туристы принялись ходить под ториями, загадывать желания и хлопать в ладоши.
И в завершение :)