Ирина (irina_chisa) wrote,
Ирина
irina_chisa

Миядзима

Про японцев говорят: рождаются по синтоистскому обряду, умирают по буддийскому. Две эти религии так сильно переплетены, но никогда не «ссорятся» - ни в сознании людей, ни территориально. Почти всегда: приходишь в буддийский храм – обязательно где-то рядом будут тории, показывающие путь к синтоистской кумирне; идёшь к синтоистскому святилищу – достаточно оглянуться вокруг, чтобы заметить где-то неподалёку буддийскую пагоду, выглядывающую из-за деревьев.

В синтоизме нет понятия греха, есть понятие нечистоты – шли-шли и упали в грязь. Значит, можно отмыться. Это не совсем аналог индульгенции или замаливания грехов. Это просто как любовь к чистоте, обновлению.
Обрядам очищения придаётся большое значение, практически все они связаны с водой и есть в обеих религиях, кстати. (И мне кажется, что современная ситуация в японских гостиницах, например, когда у лифта на маленьком столике стоит бутылочка с антисептиком для рук – нажал кнопку лифта и «помыл» руки – является не только заботой о здоровье, но и отголоском тех самых обрядов очищения.)
Но и перестройка или удаление старого, дряхлого и возведение нового вполне в японском духе. Каждый раз, когда умирал император, столица переносилась, именно поэтому на протяжении первых нескольких веков в Японии не было постоянной столицы.
Различные религиозные святилища и храмы часто сносились и восстанавливались каждые двадцать-тридцать лет руками монахов, отмеряя смену поколений. Так же разбирали старые тории и строили новые.

Тории – в буквальном переводе «птичий насест». Их появление связано с легендой об Аматерасу - богине солнца и прародительнице японских императоров, главе пантеона синтоистских богов.
Однажды бог ветра и бури Сусаноо разбушевался и натворил немало безобразий, разрушив рисовые поля, осквернив жилище своей сестры - богини солнца Аматэрасу. Оскорбленная, Аматэрасу укрылась в небесной пещере и завалила вход в неё огромным валуном. Мир погрузился во тьму. Чтобы выманить Аматэрасу из укрытия, небесные божества испробовали много способов - устраивали танцы у ее дверей, вывешивали различные украшения у входа в пещеру. Ставка была сделана и на голосистых петухов, способных пробудить даже спящую богиню. Перед пещерой был построен высокий насест, на котором разместилась птичья стая. В результате множества различных хитростей богиню солнца удалось выманить из пещеры, свет вновь вернулся в мир. Но с тех пор тории стали непременным атрибутом любого храма, посвященного синтоистским богам - ками.
Деревянные тории обычно красят в сочные цвета – красный или ярко-оранжевый, считается, что такой цвет отпугивает злых духов. Так же считается, что пройти под ториями – к удаче, но некрасиво проходить по центру – это место для богов, а надо скромненько, с краешку.

Самые знаменитые тории Японии, которые стали символом страны наряду с Фудзи, находятся на острове Ицукусима (Миядзима).




Ицукусима – остров Внутреннего Японского моря в префектуре Хиросима. Другое название Миядзима - остров Храма. На острове находился город Миядзима до его поглощения городом Хацукаити в 2005 году. До середины прошлого века остров считался священным, и здесь, согласно синтоистским верованиям, не должно было свершаться что-либо нечистое, к чему причислялись роды и похороны. До сих пор здесь нет кладбища и умерших увозят с острова.
На острове находится один из древнейших синтоистских храмов Ицукусима, возрастом более 14 веков и стоящий на сваях в воде. В нынешнем виде он был перестроен в XII веке.
Тогда же были возведены и знаменитые тории у входа в небольшой залив перед храмом. Современные ворота являются уже восьмыми по счёту и построены из камфорного дерева в 1875 году. Их высота. 16,8 м, длина крыши 24,2 м, длина окружности столбов 9,9 м. Поразительно, что несущие столбы ворот не вкопаны в морское дно, а просто стоят на основании, укрепленном несколькими сосновыми сваями. Масса ворот около 60 тонн. Для увеличения веса перекладины под крышей сделаны в форме коробок, внутри которых лежат камни величиной с кулак. То есть, ворота стоят в море благодаря лишь собственному весу.
Во время прилива и тории, и храм стоят в воде, можно сказать даже – плывут. Во время отлива под воротами можно пройти пешком, многие даже собирают всякие ракушки – для еды.






















В храме была свадьба по синтоистскому обряду.
















Храмам принято дарить выпивку, как ни странно. Каждый год производители присылают бочонки нового саке в храм. В ответ храм отправляет различные обереги. Куда потом идёт этот алкоголь, не знаю, может быть на праздники или вот на свадьбы как раз.




С площадок синто-храма Ицукусима видно что-то буддийское неподалёку.







Улицы городка на острове.







Пятиярусная пагода, построенная в 1407 году.




Миядзима известен своими клёнами, выше по горе находится парк Момидзидани (Долина кленов). Весной всё в сакуре, осенью - в красных кленовых листьях.










Рикши не только возят, но рассказывают, то есть, работают гидами.




На острове полно оленей. Когда-то там были свои, аутентичные олени. Но те, что не погибли после взрыва в Хиросиме, были доистреблены американцами после капитуляции Японии. И сейчас на острове олени, завезённые из Нары.







Именно там на меня напал олень и сожрал мою котлету из креветок в виде кленового листа. Я кричала ему "Бу!" и "отойди противный, ты же не плотоядный", но ничего не помогло - я осталась без котлеты. :) Фотку события прислала девочка из нашей группы.




Когда олень доел таки котлету, то стал бодаться и лезть в мой рюкзак. Пришлось вытащить пачку чипсов и скормить ещё и их.










А пока я боролась с оленем, случился отлив, и туристы принялись ходить под ториями, загадывать желания и хлопать в ладоши.










И в завершение :)


Tags: Япония, зверики, странствия, цветы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 30 comments