Предыдущий пост | Следующий пост
Пару пар таких я нашла во Владивостоке, а уж в Китае насмотрелась и нагладилась вдосталь. И наулыбалась их внешнему виду – ну, конечно, в Китае львы не водятся, откуда же взяться реалистичным изображениям.
И вдруг моя непонятная любовь к этим не похожим на львов львам взяла и объяснилась.
Одна легенда рассказывает, что Будда путешествовал в виде простого монаха. И его сопровождали две маленькие собачки. Когда Будда уставал, собаки превращались во львов, и он ехал на них верхом. Или если Будде грозила опасность, собаки опять же становились львами и защищали его. Вот и принято ставить у входов в храмы или храмовые территории пару странных зверей.
Так что и оригинальный вид, и моё личное расположение к этим зверюгам объясняется просто: это не просто львы, а собакольвы. А моё отношение к собакам вы знаете – люблю я их :)
В предыдущей «японской» записи про Миядзиму было одно фото с восточным львом у входа в святилище. Но японский лев всё же отличается от китайского. Я шучу, что китайский произошёл от пекинеса, а японский от ши-тцу.
Итак, собакольвы.
В Китае их можно встретить не только у храмов, но и около любых официальных государственных учреждений – львы означают силу и власть, собака – сторож и защитник.
Китайские собакольвы парные, как я уже рассказывала – женщина и мужчина. Женщина воспитывает детей, мужчина катает шары.
Почти все женские скульптуры собакольвов держат лапу на лежащем на спине детёныше. Если присмотреться, то видно, что детёныш сосёт материнский коготь – по легенде в лапах этих зверюг течёт молоко.
Мужские же фигуры держат лапу на шаре, который символизирует либо солнце, либо цинтамани – камень, исполняющий желание.

Прочитав легенду о львах Будды, я, конечно же, начала колесить по инету выискивая разную информацию. И нашла большой, подробный, с множеством картинок и объяснений пост в ЖЖ о китайских львах – там и про детёнышей, и про когти, и про шары, и про жемчужины во рту, и про количество завитков в гриве. Посмотрите и почитайте на досуге, не пожалеете – очень интересно.
А я перейду к японским собакольвам.
В паре японских зверюг одна из них больше собака, а вторая – больше лев, хотя они и похожи друг на друга. Их так и называют – пёс и лев. У пса пасть закрыта, у льва – открыта. Толкований множество: лев произносит «А» - простую буддийскую мантру, пёс только что произнёс «Хум» - последний слог многих длинных мантр. Или: закрытый рот – удерживание всего хорошего в доме (именно такая фигура является «женщиной», берегущей семейный очаг), а открытый – отпугивание всего плохого от дома (фигура «мужчины», защитника семьи от злых духов).
Ещё у пса часто бывает рог на голове, который мне очень напоминает собачьи «причёски» :)
«Лев» у входа в святилище на Миядзиме.
А вот «пёс» там же.
Для сравнения – собачки ши-тсу:
Японский хин:
Если вы заметили – упомянутая мной легенда говорит о собакольвах Будды, а показанные фигуры стоят у синтоистского храма, что иллюстрирует мирное сосуществование и даже некую диффузию двух религий.
В Японию традиция парных скульптур собакольвов пришла из Кореи, и называются они Кома-ину – корейские собаки. А китайские львы называются Кара-сиси, и это название вместе с названием породы Ши-тсу сразу вспоминаются, когда читаешь о талисмане префектуры Окинава – собакольве Шиса. Легенда представляет его, как победителя дракона.
Долгое время морской дракон наводил ужас на жителей Окинавы – нападал на деревни, разорял и сжигал их, убивал и поедал людей. Однажды в одну из таких деревень приехал король, он всё время носил с собой под одеждой маленького чудо-зверя – полусобаку, полульва, по имени Шиса, подаренного ему китайским посланником. Когда в очередной раз появился дракон, местные жители испугались и спрятались, а король вышел на берег и поднял собачку как можно выше. Увидев неведомого ранее зверя, дракон издал грозный рев, настолько сильный, что от этого рёва откололся огромный валун у скалы, стоящей возле моря, и, упав, придавил дракона.
К сожалению, до Окинавы я не добралась и настоящих Шиса, так созвучных моему нику, не увидела. Так что, есть что записать в планы на будущее. Равно как и поездку в Корею – надо же увидеть и настоящих корейских Кома-ину :)
А пока – кома-ину, или шиса, или попросту собакольвы, встреченные на острове Миядзима.
Вот этот зверь как раз очень похож на окинавского Шису:
Комментарии
Все скульптуры видятся по-новому теперь и с мантрами очень необычно. Всё на Востоке не просто так, а со скрытым значением. Интересно,действительно распевание этих мантр так целебно для здоровья человека? А может только для восточных людей? А нам лучше читать "Богородицу".
А ник - Чиса - у меня очень давний и ведёт свою историю от "Чио-Чио-сан" :)
Я чужую религию воспринимаю только как культуру, историю и особенности культуры страны.
В общем-то и к своей почти такое же отношение, просто традиции плотно переплелись со светской жизнью - я имею в виду Пасху, Рождество и другие красивые религиозные праздники.
а настоящие, домашние - есть?)
В Китае первая кошка сразу же на таможне встретилась.
В Японии, правда, встречались только собаки, но котики в стране имеются:
про котиков
На львов они, конечно, похожи отдаленно. Но на собак - очень даже! ))
Недавно у кого-то в ленте было фото пекинеса на блошином рынке в Китае - удивительно, насколько он органично там смотрится!
Во, нашла: http://nessa-flame.livejournal.com/476778.html
Мне почему-то "китайцы" больше "японцев" нравятся. Хотя, конечно, и те и другие хороши. Правда, собаку от льва только по ртам и можно отличить! ;)))
Может, это зависит от того, где конкретно и для чего установлена такая пара.
А я-то думала,что они все такие и похожие и разные?)
Спасибо за просвещение, Иришечка, теперь буду внимательнее приглядываться,если судьба в ЮВА или Японию-Корею забросит:))