В Нару мы ехали из Осаки через горный хребет Якола, по пути было много тоннелей, самый длинный из них 4,5 км. Сам городок расположен на равнине, и это первый город в Японии, построенный по китайскому образцу, до того не было концепции градостроения. И даже больше того - он построен по феншую. Сам город мы видели только из окна микроавтобуса, поэтому про феншуй ничего не скажу, но олени, которыми помимо всего прочего, знамениты местные храмы, начались уже на городских улицах и аллеях парков. Удивительно было видеть дорожные знаки с прыгающим оленем не где-то на загородной дороге, а буквально рядом со светофорами.
Олени считаются посланцами богов. По легенде когда-то давно первый японский император попал в Нару на олене – причём прямо с неба. С тех пор все потомки того оленя почитаются японцами и живут во многих садах и парках города (и, кстати, не только в Наре, но и во многих других местах).
И первое, что видишь, придя в буддийский храм Тодай-Дзи – это полчища оленей, свободно разгуливающих по прихрамовой территории, пристающих к туристам и выпрашивающих еду. Везде установлены плакаты, предупреждающие (в виде надписей и мультяшных рисунков или пиктограмм), что олени - дикие животные, могут толкнуть, боднуть, вырвать сумку и напрыгнуть. В общем, берегитесь! :) Я смеялась, прочитав постфактум в одном буклете, что олени в Наре научились кланяться – благодарить людей за угощение. Ага, кланяются они, как же! Бодаются они – давай, мол ещё. Во всяких киосках и на лотках помимо человечьей еды продаются специальные печеньки для оленей – покупай и корми.
Так как в Наре мы были после Миядзимы, то я была уже научена и подготовлена – утром перед поездкой заскочила в ближайший магазинчик конбини и купила упаковку салата. И кроме того уже не боялась шлёпать их по лбу между рогов, когда они особо наглели.
А по территории между оленями ходят специальные люди со специальными совками и вениками и прибирают повсеместно оставленные дикими животными напоминания о том, что они «не приучены к лотку» :)
Если же говорить о храмовом комплексе Тодай-Дзи, то в рассказе о нём будет много слов «самый» - самое большое деревянное строение во всём мире, самая большая в Японии статуя Будды и т.д.
В японском городе Нара очень много памятников древней архитектуры, однако известнейшим, пожалуй, является буддийский храм Тодай-дзи, внутри которого находится самое большое изваяние Будды в Японии – статуя, созданная ещё в восьмом веке из всех имеющихся тогда запасов бронзы в Японии, а также ста пятидесяти килограммов золота и других материалов. Высота Будды почти пятнадцать метров (с постаментом-лотосом – двадцать два, а сам лотос имеет в диаметре целых двадцать метров), глаза статуи – метровые. Именно из-за этого Будды храм – самая известная святыня Нары. Впрочем, Тодай-дзи считается ещё и самым большим деревянным строением во всём мире. В комплекс входит несколько зданий – храмы, пагоды, павильоны. Главный храм и статуя Большого Будды были созданы ещё в восьмом веке, но, как это водится в Японии, c тех пор их несколько раз разрушали землетрясения и пожары, а потому то, что мы видим сейчас, на много веков моложе: восстанавливался храм в восемнадцатом и частично в двадцатом веке. Статуя Будды уничтожалась стихией не полностью, однако, как утверждают исследователи, многие её части были заменены после повреждений, поэтому нельзя сказать, что она дошла до нас нетронутой из далёкого восьмого века. Как бы то ни было, статуя всё равно впечатляет – совершенно непонятно, каким образом можно было отлить такую большую фигуру. Считается, что голова Будды создавалась отдельно от тела и лишь потом части были соединены в единое целое. Сам храм тоже выглядит великолепно – несмотря на размеры (храм возвышается над землёй на пятьдесят метров), он по-японски изящен и красив. Изогнутые линии традиционной архитектуры придают массивному строению воздушность и парение.
(из инета)
Здешний Будда называется Вайрочана (один из пяти Будд Мудрости), но увольте меня от всяческих пояснений, я сама во всех этих Буддах разобраться не смогла. Да и надо ли?
Добавлю к описанию из инета выше рассказанное гидом – статуя Будды создавалась слоями-этажами – надстраивались формы, в которые заливалась бронза – поэтому она несколько «полосата».
По обе стороны от Будды сидят босацу или бодхисаттва – те, кто вплотную подошли к просветлению и могли бы стать буддами, но сознательно откладывают этот момент ради помощи другим. Таким образом считаются воплощением сострадания. Здесь - Кокузо-босацу и Каннон-босацу.
В углах храма стоят две фигуры дэвов, защищающих будд, бодхисатв и вообще само учение Будды - Коумокутен и Тамонтен.
Отдельно ладонь Будды для понимания масштабов.
А вот эта дырка в столбе размером в ноздрю Будды. Пролезешь – будешь счастлив, удачлив и т.д. В общем, аттракцион для туристов. Я пролезла :)
Ещё в храме есть макеты – как выглядел храм в разные века, деревянные головы дэвов (наверное, черновики) и разное другое.
Мне почему-то всё в целом очень напомнило Исаакиевский Собор в Питере :)
У самого входа (или выхода) в храм стоит (сидит) старая деревянная скульптура Бинзуру, шестнадцатого ученика Будды. На табличке написано, что он был мастером оккультизма. Японцы верят в то, что он излечивает больные «части тела» - сначала надо потереть «больное» место у Бинзуру, а потом у себя. Вот только незадача - у этой скульптуры не до всех органов добраться можно :)
Прихрамовые окрестности.
Сласти, конфетки, печеньки – то ли попы оленьи символизируют, то ли, простите, то, что из поп :)
Какое-то место отдыха. Парк не парк. Внизу разные сувенирные магазинчики, на склонах холма сакуры и скамеечки, на которых можно расположиться и перекусить (только беречь свой обед от оленей – вы же помните про креветочную котлету? :) Бенто-обедом они тоже очень интересовались). За ограждением часть холма, куда оленей не пускают – там можно безбоязненно поваляться на травке.