?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Первое, на что мы обратили внимание из пресловутого «человеческого фактора» - не здоровающийся персонал в отеле. То есть, если подойти к стойке, встать конкретно напротив портье и сказать ему «нихао» или «хэлло», он ответит, но сам первым не поприветствует. И так было во всех трёх отелях. В пекинском ещё и «бой»  в форме стоял у входа за такой «трибункой», и зачем он там стоял, непонятно, так как тоже не здоровался и чемоданы не помогал тащить :)
Не здоровались не только портье, но и просто постояльцы-китайцы. Вызываешь лифт, он приезжает, а там уже люди. Заходишь и говоришь им «нихао». 50% ответят в ответ, 50% промолчат, просто в упор разглядывая тебя. В ситуации наоборот, когда ты в лифте, а заходят китайцы, ни о каком приветствии, даже в виде кивка головы, и речи не идёт.
И похоже, что отметили этот факт не только мы. Если мы встречались – в фойе, лифте, курилке на улице – с европейцами, то чуть ли не на шею бросались друг другу со своими «хэлло» и улыбками во весь рот - так изголодались по такой простейшей обыденной вежливости.
Иногда, когда я стояла в курилке, европейцы даже специально делали крюк и подходили поздороваться. Место для курения на улице в стороне от входа было сделано, кстати, только в пекинском отеле, в сианьском сразу у входа стояла просто урна с пепельницей, а в лоянском не было и её, и китайцы курили в фойе отеля, бросая пепел и окурки прямо на пол.
Ну, и чтобы всё по-честному - на всём этом фоне приветствия младшего отельного персонала - уборщиц, горничных – казались чудом.

Эффект «незамечания» касается, например, и продавщиц всякой съедобной мелочёвки и воды в уличных палатках и киосках – можно хоть до посинения стоять напротив неё, она будет сидеть в углу своей палатки и глазом не поведёт в твою сторону. Никакого «здрасте» и «что вам угодно». И только громкое «куни, куни» (девушка), размахивание руками в сторону холодильника-витрины с напитками, может оторвать её от мобильного телефона и прочих медитаций или, опять же, разглядывания тебя в упор без малейшей попытки сделать наконец хоть какой-нибудь сервис.

Другой вопрос – работники многочисленных «фабрик» - жемчуга, чая, шёлка, нефрита и прочее, прочее, прочее. Эти фабрики, как я писала уже в постах о первой китайской поездке, не что иное, как магазины с парой станков или аквариумов с раковинами. Вот там персонал и здоровается, и кланяется, и улыбается, и рассказывает, и водит везде, и вообще делает всё, чтобы ты у них что-нибудь купил. Правда, как только они видят, что ты «на крючке» и отобрал товар, их гостеприимство уходит по-китайски: они извиняются, говорят, что их ждут другие покупатели и испаряются.

Ну, и опять - чтобы быть честной – достаточно часто просто прохожие (в основном, молодёжь) кричали нам «хай» и «хэлло» и фотографировались с обезьянкой нами. Особенным успехом в этом плане пользовался сын – с его длинными светлыми волосами, забранными в хвост, и специфическими футболками с логотипами, портретами и рисунками с обложек дисков  рок-групп.
А в лоянском парке Ванчен ко мне однажды пристала семья китайцев, гид перевёл, что они, мол, хотят сфотографироваться. Я кивнула, чтобы только поскорее этот гвалт вокруг закончился, так они внезапно просто всунули мне в руки своего маленького (полугодовалого где-то) ребёнка и сфотографировали его на руках белого человека.

Ещё один неприятный факт – мусор и неряшливость местного населения. В Пекине ещё нормально, а вот в других городах мусор очень заметен – просто на улицах. Рядом с лоянским отелем был какой-то то ли клуб, то ли салон, и под ним все те два с половиной дня, что мы там провели, лежала куча отбросов. Выйдешь на крыльцо отеля, посмотришь направо – там какое-то высотное здание вычурной архитектуры, посмотришь налево – куча мусора.
Туристические места метут и убирают постоянно, правда, периодически обдавая туристов пылью или водой из луж из-под метлы. Но вот китайская девочка выходит из сианьского отеля с салфеткой в руке после завтрака и через пять шагов от входа просто разжимает руку. Или из кабинки фуникулёра на гору Суншань любуемся Шаолинем и Лесом Пагод, а из кабинки навстречу, с китайской семьёй, вылетает во всю эту красоту использованный детский памперс. Или стоим на Стене с девушкой-итальянкой, улыбаясь и обмениваясь восторгом, и тут между нами вклинивается китаец, смачно отхаркивается и плюёт вниз.  Мы отшатываемся от него и с брезгливым ужасом и с пониманием наших с ней одинаковых чувств молча смотрим друг на друга. И я уже не удивлялась виду пустых пластиковых бутылок, валяющихся прямо в «наследии ЮНЕСКО» - в раскопках с терракотовыми воинами, и даже на сто процентов уверена в знании, кто именно это сделал.

Сиань славится своими дамплингами – пельменями, и мы, конечно, посетили ресторан «дамплинг-банкет». Платишь 120 юаней и получаешь несколько закусок, шестнадцать видов пельменей оригинальной формы и вкуса, напиток на выбор «уан глас фри». Хотя свободных столиков было много, нас посадили почему-то к троице из Италии – мужчина и две дамы хорошо в возрасте. Мы пожелали им «бон аппетит» (первое, что пришло в голову :) ), заказали себе по стакану колы и пива и начали дегустацию.
У итальянцев, тем временем, случился какой-то разговор с официанткой, который всё длился и длился, набирал обороты, и начались уже повышенные нотки и жестикуляция. Я не прислушивалась, да и английский знаю не так хорошо, чтобы всё понимать, но, кажется, дело было в том, что дамам не дали напитки (перед мужчиной стоял стакан с пивом), а официантка считала, что дали. В конце концов, пришла «старший менеджер», разговор начал новый виток, и  дамам налили колы.  Я ещё про себя отметила – вот же, какие они привередливые, нетерпеливые  и темпераментные, эти итальянцы. Хе-хе! ;)
Было очень интересно и очень вкусно, иногда в меру остро,  но напитков не хватило, китайские стаканы какие-то маленькие – узкие и невысокие. Мы подозвали официантку и попросили ещё. Уан глас фри, - заучено сказала она. Знаем, знаем, - ответили мы, - заплатим, сколько надо за добавку. Официантка ушла и пропала. Через какое-то время мы опять её подозвали, и разговор повторился вновь с таким же результатом. Итальянцы поглядывали на нас, усмехались, подмигивали и закатывали глаза. На третий раз я уже заметила за собой повышение голоса и попытку показать руками всё, что я думаю об этой официантке и об их напитках :) В результате опять пришла старший менеджер.
Уан… – начала она. Глас фри!!! – продолжили мы с сыном хором. – Уи андестенд!!!
После безрезультатного разговора вызвали нашу переводчицу, и она сказала, что теперь заказать напитки можно только бутылками. Зачем мне ещё бутылка пива (в Китае, кстати, пиво в бутылках по 600мл), мне это много, достаточно просто ещё одного такого же небольшого стакана, - пыталась возразить я. Такие правила, – ответила переводчица.
В результате от пива я отказалась, нам принесли большую пластиковую бутылку колы, которую мы, конечно же, не допили, но сын принципиально забрал её с собой, уходя из ресторана. Очень жаль, что впечатление о вкусной еде – действительно вкусной – было испорчено таким сервисом.

Однажды, уже под конец нашего путешествия, в Шаолине, нам настоятельно потребовалось перекусить. Тут надо на минутку отвлечься и упомянуть отельные завтраки. Я достаточно подробно описала их в постах о предыдущей поездке в Харбин, и сильных отличий в пекинском и сианьском отелях не было. А вот в лоянском при входе в «ресторан» выдавали одно вареное яйцо в руки, и это было единственным, что европейский человек мог съесть. Остальной чрезвычайно бедный ассортимент - три судка  с китайской традиционной утренней баландой, рисом и непонятными овощами, какие-то кусочки теста, абсолютно белые, и напрочь отсутствующие напитки – ни сока, ни кофе (размечталась), ни даже чая! На мой вопрос, где напитки, мне предложили… горячую воду.
Ну и вот, на одном яйце и горячей воде мы продержались до обеда (встав очень рано утром, чтобы успеть в Шаолинь на представление), много прошли, устали, и я буквально уже чувствовала подкрадывающийся голодный обморок. Вдоль дороги от монастыря Шаолинь до фуникулёра на Суншань было много лотков и палаток с едой, и мы встали в очередь в одну из них. Когда очередь дошла до нас, мы заказали сосиски и чай, подтвердив слова указывающими жестами. Продавщица посмотрела на нас и… отвернулась, принявшись разговаривать с кем-то из своих коллег. Мы подождали, ещё надеясь, что этот разговор как-то связан с нашим заказом. Но затем продавщица вернулась к очереди и стала обслуживать следующего покупателя, выдавая ему те же самые сосиски. Мы опять подождали и опять повторили свой заказ, встретив в ответ стеклянные глаза. И тут я сорвалась. «Да твою же мать!» - воскликнула я (да, извините, но именно так, и плевать мне было уже на вежливость и то, что я в чужой стране), развернулась, ушла, села на какую-то скамейку спиной ко всем и закурила, уже не заботясь, можно это здесь или нельзя. Через какое-то время прибежали работник из палатки и гид, расставили рядом со мной какие-то табуретки, принесли чайник и сосиски и даже красивые чашечки вместо той уличной фигни, что подавали всем остальным, а гид начал лопотать что-то «извините, у неё много клиентов...»
Я – клиент, - сказала я, - и я отстояла очередь. И я была вежлива и ооочень терпелива. Почему она меня не обслуживала и смотрела, как на пустое место?
Потом выпила горячего и спросила сына, заплатил ли он. Да, - ответил сын. – Чай, правда, стоил дикие деньги, но я посмотрел на тебя, и решил всё-таки взять. Зато его заваривали по всем правилам и у меня на глазах.

И ещё одно замечание про отели. На этот факт я обратила внимание ещё в прошлой поездке в Харбин, но посчитала его такой «провинциальной» недоработкой. Оказалось – нет, не провинциальная фишка, а вездешная.
Душевая кабина не отделяется от остального санузла барьером для воды. У душа могут быть дверцы, может быть просто занавеска, но вода льётся просто на пол и заполняет весь санузел, где-то в углу находится дырка стока. То есть, если ты принял душ, то часа два в санузел зайти нельзя – там стоит вода.
Так же ещё в Харбине я обратила внимание на то, что номер не пылесосят. Меняют полотенца, убирают воду с пола в ванной, но какие-то мусоринки на ковре и полу так и оставались на своих местах. В нынешней поездке ситуация была такая же.
Единственное, что можно сказать положительного обо всех отелях – широкие кровати с удобными матрасами и подушками.
И, кстати, в двух отелях из трёх нас поначалу селили в номер с одной большой кроватью, невзирая на «twin», указанное в документах о типе номера. Что тоже не доставило никакого удовольствия – бегать с чемоданами из номера в номер, разбираться с портье.

А закончить рассказ о «человеческом факторе» хочется всё же «ложкой мёда в бочке с дёгтем».
Сразу скажу, что Гугл в Китае забанен, как и многие программы, помогающие определиться на месте. Сын что-то мог сделать через свой собственный сервер в местах, где был свободный инет, и даже разобрался с местным китайским поисковиком, научившись заменять иероглифы латиницей.
Гуляя самостоятельно по Сианю, мы заблудились. Обращаться по-английски к населению, в принципе, бесполезно. Даже полицейские, которых очень много на улицах, не помогли, хотя старались по долгу службы, смотрели в карты и интернациональным жестом чесали головы, сдвинув фуражки.
Когда мы в очередной раз пытались выяснить хотя бы просто направление, показывая охраннику какого-то офиса визитку отеля с небольшой картой квартала вокруг него, мимо нас прошла женщина, я её просто случайно заметила и запомнила. И когда, после опять безрезультатного общения,  мы потерянно стояли на перекрёстке, она вернулась к нам, жестом попросила посмотреть визитку, жестом же позвала нас за собой и довела до того места, откуда мы уже увидели «родной» отель.

А в поезде Лоян-Пекин в нашем купе (помните, я рассказывала о китайских «купе» в три этажа?) ехала семья с прекрасным мальчиком лет одиннадцати, с которым мы нормально поговорили на английском (сын, в основном – гимназия с английским языком за плечами) и даже русском. Они ехали в пекинский аэропорт и потом улетали в Москву на две недели. Мы рассказали ему о Москве, где что посмотреть, а я написала список объектов со станциями метро. Сын отметил, что у мальчика очень хороший уровень английского, нашим бы школьникам такой. Да и русский был хорош – небольшой словарный запас, но достаточно чистое произношение и правильное связывание слов – падежи, предлоги (в отличие от наших гидов). Причём, русский он учил самостоятельно, наверное, для поездки. И вообще семья оказалась очень интеллигентной и культурной, прямо отдушина в конце этой нашей поездки с неприятным человеческим фактором. Они угостили нас китайскими булочками и печеньками, а мы их – русской шоколадкой «Алёнка» (судя по тому, как китайцы во Владивостоке раскупают эту «Алёнку», она им очень нравится, и я брала несколько плиток с собой в поездку). Сын сказал, что когда поколение этого мальчика вырастет и заведёт свои семьи, вот тогда и можно будет ездить в Китай.

Тем не менее, улетая из Пекина домой, я специально спустила в дьюти-фри все остававшиеся юани.
Японские йены спокойно лежат у меня дома в шкатулке на всякий случай – случай ещё какой-нибудь поездки в Японию.

(Это часть вторая, часть первая - Осторожно! Китайские гиды!)

Дальше буду о хорошем :)

Комментарии

laskayapiratko
10 сент, 2015 09:26 (UTC)
тем и полезны путешествия )))

Я вот как побывала в аэропортах Барселоны и Франкфурта, знаете теперь как ростовский люблю.
Да наши просто со сверхзвуковой скоростью работают, против них.
Багаж в Ростове принимала одна девочка, 20 минут ей хватило на весь самолет.
В Испании на наш рейс было открыто 4 окна и мы сдавали его 2 часа , и тут в конце второго часа ... приходят ребята из оркестра, тетенька как их барабаны, контробассы увидала, так аж мертвенно бледною сделалась, по лицу было видно, что она готова была разрешить им все это взять в салон, но барабан же просто в проем не пройдет, они открыли пятое окошко. И в каждом шаге так
Нас в аэропорт привезли за три часа, я еще думала, госсади ну что я там делать то буду, на самом деле я даже в дьютик не успела, причем бежала везде галопом там расстояния то ого-го. Ну откуда ж я знала, что самолеты из испанского аэропорта так же вовремя не взлетают, на самом деле можно было еще минут 40 по магазинам пошляться.
У немцев все тоже самое но еще и напыщенными кислыми мордами, и чо та я вообще боюсь Франкфурта, там самолеты взлетают - садятся просто впритирочку, представляете , вот навстречу друг друг чуть ли не лоб в лоб идут, чей та я не уверена, что это правильно, жадность немецкая это
irina_chisa
10 сент, 2015 13:36 (UTC)
А вот аэропорт Пекина и работа персонала в нём мне как раз понравились :)
laskayapiratko
10 сент, 2015 15:48 (UTC)
значит могут побороть человеческий фактор. )))

Календарь

Июнь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Разное

Разработано LiveJournal.com