Именно здесь прожил свои последние тридцать лет Илья Репин.
Участок земли, купленный в 1899 году под усадьбу, Репин подарил своей второй жене, чтобы она ни в чём не нуждалась, когда останется одна. Но всё получилось наоборот, его супруги не стало раньше, а после 1918 года, когда Финляндия отделилась, Репин оказался отрезанным от России. Несколько раз пытался вернуться / переехать на Родину, но по разным причинам это так и не получилось.
Мы как-то всё время просвистывали мимо этой усадьбы, спеша то в Комарово, то в Зеленогорск, то в Приморск, но в июне прошлого года ко мне приезжал папа, и его-то я повезла смотреть дом-музей, и сама получила удовольствие тоже.
На парковке у музея-усадьбы находится такой барельеф:
Кстати, когда мы приехали туда, я с трудом нашла место припарковаться, так как вся площадка была в мотоциклах, а по парку усадьбы бродили толпы байкеров: похоже, что Репино было у них одной из точек мотофестиваля. Занятно, конечно, но не очень удобно для нас, как туристов. К нашей удаче, ребята как раз уже заканчивали брожения по усадьбе, седлали своих педальных коней и, взрыкивая, уносились к Зеленогорску.
Репин у своей картины про то, как казаки писали письмо турецкому султану :)
Мемориальный музей в доме Репина был открыт в 1940 году, но во время ВОВ здание сгорело дотла. После Победы дом был восстановлен, и музей открылся вновь 24 июля 1962 года.
Усадьба названа «Пенаты» в честь римских богов-хранителей домашнего очага. Изображение этих божков, пенатов, можно видеть на расписных деревянных воротах усадьбы, созданных по рисунку Репина.
Поначалу одноэтажный дом всё время достраивался и доделывался. И всё – по эскизам Репина, разумеется. В начале войны музейный архив со всеми документами, фотографиями и чертежами удалось вывезти и сохранить, именно поэтому восстановление усадьбы проходило достаточно легко и всё в точности соответствует оригиналам.
Умопомрачительный дизайн! Вспомнила «детство золотое», институтскую начерталку, прикинула, как эти крыши и скаты выглядят в разрезе – нет, не вычерчу, не раскладывается это у меня в голове, несмотря на мои оригами :)
Одна из мастерских (вторая – наверху, под конусообразной стеклянной крышей) – видно кресло, в которое садились люди, чьи портреты рисовал Илья Ефимович.
В самом доме фотографировать было нельзя, просто немного расскажу.
В усадьбе главенствовал принцип «самопомощи». Какое-то неуклюжее слово, я бы заменила его на «самообслуживание», но не мне учить гения :) Это означало, что все всё должны были делать сами, без слуг. Гости, приходя, сами раздевались и вешали свою верхнюю одежду на длинный ряд крючков в прихожей, били в гонг там же, оповещая хозяев о своём прибытии. В столовой стоял специальный круглый стол с крутящимся центром (вроде современных в паназиатских ресторанах) и выдвижными ящичками возле каждого места. С крутящейся части каждый сам себе раскладывал еду, а использованную посуду клал в ящик. Правда, кто потом мыл эту посуду, история умалчивает :)
До абсурда – помогать ближнему, соседу за столом – передать соль – нельзя, провинившийся читал с кафедры, находящейся в этой же комнате, речь или лекцию.
Ещё в доме запомнилась специальная навесная палитра, которой Репин пользовался в конце жизни, когда у него стала отказывать левая рука, и коллекция предметов с его картин. Вернее, сначала это были просто разные вещицы, которые художник собирал «на всякий случай», а потом они попадали на его картины.
Гора за усадьбой названа «Чугуевской» в честь малой родины художника. Возле дома рабочими-латышами пробурен артезианский колодец названный «абиссинским». У колодца «Скамья великого гнева», где Репин критиковал молодых художников. С деревянным садовым театром-беседкой «Храм Осириса и Изиды» и расположенной перед нею площадью Гомера связана общественная жизнь Репина. Здесь летом по воскресеньям устраивались собрания жителей Куоккалы, проходили лекции и танцы под гармонику и балалайку… Площадь Гомера была украшена гранитными глыбами и вывороченными корнями деревьев, покрытых Репином смолой. В глубине сада расположена смотровая башня «Беседка Шахерезады». В конце жизни Репин изъявил желание навсегда остаться в «Пенатах» и быть похороненным в своём саду без гроба, с посадкою дерева.
(Первушина Е. В. «Усадьбы и дачи петербургской интеллигенции XVIII - начала XX века»)
Репин называл колодец Посейдоном, а прудик за ним иронично - "Какой простор!" ;)
Могила Художника.
Изначально был крест, потом бюст, потом опять вернули крест.
Храм Озириса и Изиды
Беседка была театральной эстрадой для домашних концертов и лекций.
На подмостках примостилось (вот теперь я поняла, почему подмостки так называются :) ) современное воплощение Баст. Рыжее :)
Площадь Гомера.
Названия всем этим местечкам и аллеям - Аллея Пушкина, Сосновая аллея, Берёзовая - давал сам Репин.
Башню Шахерезады не покажу - была в разрухе, в сетях, очевидно, пришёл очередной срок ремонта или воссоздания.
Пруд Рафаэля
По дому ходить можно только с экскурсоводом, но рассказы интересные и все музейные работники знают много всего сверх программы и благосклонно делятся этими знаниями – только спроси :) Погулять по усадебному парку можно просто так, без билета. Он небольшой, но очень приятный.
Есть интересный пост в ЖЖ с историей усадьбы и старыми фотографиями - https://pavluhinoleg.livejournal.com/6044.html
И пара фото в тему с городских улиц Репино, сделанных в другое время.