Ирина (irina_chisa) wrote,
Ирина
irina_chisa

Categories:

Репинские «Пенаты»

Бывшая финская деревня Куоккала, модный дачный посёлок в конце позапрошлого века.
Именно здесь прожил свои последние тридцать лет Илья Репин.
Участок земли, купленный в 1899 году под усадьбу, Репин подарил своей второй жене, чтобы она ни в чём не нуждалась, когда останется одна. Но всё получилось наоборот, его супруги не стало раньше, а после 1918 года, когда Финляндия отделилась, Репин оказался отрезанным от России. Несколько раз пытался вернуться / переехать на Родину, но по разным причинам это так и не получилось.

Мы как-то всё время просвистывали мимо этой усадьбы, спеша то в Комарово, то в Зеленогорск, то в Приморск,  но в июне прошлого года ко мне приезжал папа, и его-то я повезла смотреть дом-музей, и сама получила удовольствие тоже.
На парковке у музея-усадьбы находится такой барельеф:



Кстати, когда мы приехали туда, я с трудом нашла место припарковаться, так как вся площадка была в мотоциклах, а по парку усадьбы бродили толпы байкеров: похоже, что Репино было у них одной из точек мотофестиваля. Занятно, конечно, но не очень удобно для нас, как туристов. К нашей удаче, ребята как раз уже заканчивали брожения по усадьбе, седлали своих педальных коней и, взрыкивая, уносились к Зеленогорску.




Репин у своей картины про то, как казаки писали письмо турецкому султану :)

Мемориальный музей в доме Репина был открыт в 1940 году, но во время ВОВ здание сгорело дотла. После Победы дом был восстановлен, и музей открылся вновь 24 июля 1962 года.
Усадьба названа «Пенаты» в честь римских богов-хранителей домашнего очага. Изображение этих божков, пенатов, можно видеть на расписных деревянных воротах усадьбы, созданных по рисунку Репина.






Поначалу одноэтажный дом всё время достраивался и доделывался. И всё – по эскизам Репина, разумеется.  В начале войны музейный архив со всеми документами, фотографиями и чертежами удалось вывезти и сохранить, именно поэтому восстановление усадьбы проходило достаточно легко и всё в точности соответствует оригиналам.











Умопомрачительный дизайн! Вспомнила «детство золотое», институтскую начерталку, прикинула, как эти крыши и скаты выглядят в разрезе – нет, не вычерчу, не раскладывается это у меня в голове, несмотря на мои оригами :)



Одна из мастерских (вторая – наверху, под конусообразной стеклянной крышей) – видно кресло, в которое садились люди, чьи портреты рисовал Илья Ефимович.







В самом доме фотографировать было нельзя, просто немного расскажу.
В усадьбе главенствовал принцип «самопомощи». Какое-то неуклюжее слово, я бы заменила его на «самообслуживание», но не мне учить гения :) Это означало, что все всё должны были делать сами, без слуг. Гости, приходя, сами раздевались и вешали свою верхнюю одежду на длинный ряд крючков в прихожей, били в гонг там же, оповещая хозяев о своём прибытии. В столовой стоял специальный круглый стол с крутящимся центром (вроде современных в паназиатских ресторанах) и выдвижными ящичками возле каждого места. С крутящейся части каждый сам себе раскладывал еду, а использованную посуду клал в ящик. Правда, кто потом мыл эту посуду, история умалчивает :)
До абсурда – помогать ближнему, соседу за столом – передать соль – нельзя, провинившийся читал с кафедры, находящейся в этой же комнате, речь или лекцию.

Ещё в доме запомнилась специальная навесная палитра, которой Репин пользовался в конце жизни, когда у него стала отказывать левая рука, и коллекция предметов с его картин. Вернее, сначала это были просто разные вещицы, которые художник собирал «на всякий случай», а потом они попадали на его картины.

Гора за усадьбой названа «Чугуевской» в честь малой родины художника. Возле дома рабочими-латышами пробурен артезианский колодец названный «абиссинским». У колодца «Скамья великого гнева», где Репин критиковал молодых художников. С деревянным садовым театром-беседкой «Храм Осириса и Изиды» и расположенной перед нею площадью Гомера связана общественная жизнь Репина. Здесь летом по воскресеньям устраивались собрания жителей Куоккалы, проходили лекции и танцы под гармонику и балалайку… Площадь Гомера была украшена гранитными глыбами и вывороченными корнями деревьев, покрытых Репином смолой. В глубине сада расположена смотровая башня «Беседка Шахерезады». В конце жизни Репин изъявил желание навсегда остаться в «Пенатах» и быть похороненным в своём саду без гроба, с посадкою дерева.
(Первушина Е. В. «Усадьбы и дачи петербургской интеллигенции XVIII - начала XX века»)





Репин называл колодец Посейдоном, а прудик за ним иронично - "Какой простор!" ;)







Могила Художника.
Изначально был крест, потом бюст, потом опять вернули крест.





Храм Озириса и Изиды



Беседка была театральной эстрадой для домашних концертов и лекций.
На подмостках примостилось (вот теперь я поняла, почему подмостки так называются :) ) современное воплощение Баст. Рыжее :)



Площадь Гомера.



Названия всем этим местечкам и аллеям - Аллея Пушкина, Сосновая аллея, Берёзовая - давал сам Репин.
Башню Шахерезады не покажу - была в разрухе, в сетях, очевидно, пришёл очередной срок ремонта или воссоздания.

Пруд Рафаэля











По дому ходить можно только с экскурсоводом, но рассказы интересные и все музейные работники знают много всего сверх программы и благосклонно делятся этими знаниями – только спроси :) Погулять по усадебному парку можно просто так, без билета. Он небольшой, но очень приятный.
Есть интересный пост в ЖЖ с историей усадьбы и старыми фотографиями - https://pavluhinoleg.livejournal.com/6044.html

И пара фото в тему с городских улиц Репино, сделанных в другое время.




Tags: ПриПетербуржье, всякий арт
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments