Ирина (irina_chisa) wrote,
Ирина
irina_chisa

Феодосия - Севастополь, часть 2. Демерджи

«Зачем им достопримечательности? У них такие горы!»

Это восклицание мужа стало слоганом во всей нашей крымской поездке.
Началось всё с того, что я отметила много новых туристических дорожных знаков, тех, что на коричневом фоне. Но если в других краях на таких знаках указываются дворцы, храмы, исторические места, усадьбы и прочее, то в Крыму мы часто встречали, например, знак «место для плавания», то есть, пляж. И не поспоришь – информация для туристов, но как-то необычно всё-таки. При этом, дворцы, храмы и прочие достопримечательности на таких указателях тоже есть. Вот тут муж и сказал сакраментальное для нашей поездки - «Зачем им достопримечательности? У них такие горы!»

Хой-Кая

К слову, знак «Природная достопримечательность» со стилизованным цветочком тоже есть. Но я бы сделала специально для Крыма знак с абрисом какой-нибудь прекрасной и узнаваемой горы.

Вот, например, «Голову Екатерины» на склонах Южной Демерджи знают все, кто побывал в Крыму и часть тех, кто так и не побывал. Её хорошо видно с трассы, по которой троллейбусы везут народ из Симферополя в Алушту или Ялту. Скала, конечно же, стала так называться после присоединения Крыма к Российской Империи в 1783 году. Но появилась-то она гораздо раньше и называлась Хой-Кая (Овечья скала), Балалы-Кая (Скала-дитя) или же Келин-Кая (Скала-невеста).
И легенда про эту каменную женскую голову тоже есть, но совсем не про влюблённого в императрицу офицера, а про смелую девушку Марию и грозного кузнеца. Ведь Демерджи как раз и означает – кузнец.

Мы подъезжаем к Южной Демерджи с обратной стороны, поэтому голова Екатерины на скалистом гребне здесь слева, а не справа, как привычнее видеть с трассы Симферополь-Ялта.

Демерджи

С названиями в географической литературе как-то немного запутанно.
Иногда всю эту группу скал называют Хой-Кая – Овечья скала, иногда так называют только голову Екатерины. И правда, часть скал на склонах горы похожа на поднимающуюся отару овец.
А на скалистой верхушке у камней есть и свои отдельные названия: крайний справа – Сиамские близнецы, есть там и Сфинкс, и другие. Конечно, на таком приближении трудно рассмотреть детали, только абрис, но на гору мы не поднимались и конкретных «портретов» у нас нет.

Демерджи

Подъезжаем всё ближе, меняется ракурс.

Голова Екатерины становится похожа на какого-то идола.

Метаморфозы продолжаются.
Здесь очень красивые панорамные виды, но в кадр всё время вмешиваются брошенные недострои татарских «самозахватов». Обрезала кадр, а так-то здесь красиво и широко.

Село Лучистое

Ну вот отсюда уже совсем не узнать девушку :)

Надпись такая называется геоглиф, узнала вот для себя новое, век живи – век учись. До этого на склоне где-то видели надпись «VODAEDA» :)

Взгляд вдоль гряды Демерджи.

Скала Козырёк (Сарпа-Кая)

Могу ошибаться, но кажется это уже Северная Демержди и горы (слева направо) Лысый Иван (Пахкал-Кая) и Козырёк (Сарпа-Кая).

Пахкал-Кая (Лысый Иван) и Козырёк (Сарпа-Кая)

Самолёт над Лысым Иваном.

Пахкал-Кая (Лысый Иван)

Мы проехали вдоль села  и отсюда получилась более-менее приличная панорама всей горы.
кликабельно

Демерджи

Отсюда Екатерина выглядит уже привычно, правда вблизи она похожа не на русскую императрицу, а вот как раз на героиню крымской легенды Марию.

Хой-Кая

Демерджи — самая красивая гора в Крыму. Сколько часов имеет день, столько раз меняется ее цвет. А на ее склонах, словно часовые, застыли огромные каменные изваяния. Веками стоят они неподвижно на своих постах, охраняя покой Демерджи. Кто они? Когда появились там? Об этом рассказывает легенда.

Однажды на крымскую землю хлынули орды кочевников. Как огненная лава, растекались они по степи, сжигая селения, убивая жителей.
Все дальше и дальше продвигались кочевники в глубь полуострова, пока не достигли гор. Возле высокой горы, вершина которой была окутана дымом, они остановились. Местные жители называли эту гору Фунной — Дымящейся.
— Лучший горн где найдешь? Тут будем ковать оружие, — сказал старший военачальник.
Он подозвал к себе одного из своих приближенных. Был тот высок, широкогруд, имел длинную черную бороду, глаза большие, красивые, а взгляд — страшный.
Сказал военачальник несколько слов чернобородому, тот кивнул головой и с отрядом спустился в селение. Отобрав самых сильных мужчин, он повел их на вершину Фунны. Там на самой вершине чернобородый устроил гигантскую кузницу. Целыми днями оттуда валил дым, плясало пламя, слышался звон железа и стук молотов.

С той поры у завоевателей появилось много оружия. И потому, что чернобородый обладал какой-то тайной силой, сталь с горы Фунны была такая крепкая, что рубила любую другую.
Пылавшее на горе пламя сушило землю. Иссякали родники, мелели речки, перестал родить виноград, чахли сады. Гибли от непосильного труда и голода люди.
Собрались старейшины нескольких деревень, чтобы обдумать, как потушить адскую кузницу. Самых уважаемых послали они к кузнецу — просить его уйти с горы. Долго их не было, и вдруг доставили с Фунны еще горячий кувшин с пеплом и остатками костей.
Хорошо поняли в селении, что хотел сказать им кузнец.

Тогда одна девушка — Марией звали ее — решила поговорить с властелином огня. Чуть заметными тропками, таясь от стражи, добралась она до кузницы. Мрачную картину увидела Мария. Под навесом клокотали огнем десятки горнов, гудели меха, искры разлетались яркими снопами. У наковален стояли полуголые люди, били молотами по раскаленному железу.
Мария подошла к чернобородому.
— Слушай меня, чужестранец, — сказала она, — уходи с горы, не губи наших людей.
Засмеялся кузнец.
— Нет, не уйду я. И тебя здесь оставлю. Ты будешь моей.
И он протянул руки к девушке. Оттолкнула она его с безумной силой. Упал он возле горна, опалил волосы, одежду. В неудержимой злобе схватил только что откованный кинжал — и пала Мария мертвой к его ногам.

Старая седая гора не выдержала такого злодейства. Дрогнула она от основания до вершины и еще сильнее задышала огнем. Разверзлась земля и поглотила кузницу вместе с людьми.
Когда потухло пламя, улеглись обломки скал, жители окрестных селений увидели необычайное зрелище: на склоне горы высились причудливые каменные изваяния. А на самой вершине появилась скала, очертаниями своими похожая на женскую голову. Она напоминала всем о девушке Марии — последней жертве жестокого кузнеца.
С тех пор успокоилась Фунна, не стало видно огня над ее вершиной, и люди назвали ее другим именем — Демерджи, что значит кузнец.

И виды на склоны горы и "Долину Привидений" - то ли те самые овцы карабкаются, то ли огромные грибы растут, то ли киты да дельфины выныривают из лесистого моря...

«Долина привидений»

А в другую сторону виден Чатыр-Даг, «Шатёр-гора» с крымскотатарского, а раньше назывался «Трапезус», с греческого - «стол».

Хребет Чатыр-Даг

А мы выезжаем на трассу и едем в сторону Алушты.
(01.09.2019)

PS. написание слова "крымскотатарский", как и названия типа "Таракташ" встречается разное - слитное и через дефис, причём оба вида - официально. Я, если не задумываюсь, пишу через дефис, так же как привычное Аю-Даг :)
Tags: Крым, войти в образ

Posts from This Journal “Крым” Tag

• Симферопольский аэропорт, имени и на площади

Симферопольский аэропорт и в этом году меня удивил - снаружи его растёт лаванда, а внутри киты плавают. Вызываю такси, называю свой адрес и…

• Симферополь, Сима и Детский парк

Июнь у меня вынужденно вышел месяцем Симферополя. И хоть я уже вернулась домой, но фотки в мобильнике ещё есть. Допоказываю сегодня город, а завтра…

• Симферополь, граффити

Специально не искала, просто снимала то, что попадалось на пути. Хотя ради "Кавказской пленницы" вышла из троллейбуса, когда увидела через…