А ещё на Лисьем Носу есть остатки мола, по которому проходила дорога до... Кронштадта.
Вот на этот мол мы и пошли посмотреть.
Немного проехали по посёлку, больше по лесопарку, оставили машину у развилки, откуда уже все дороги перекрыты и пошли пешком в сторону залива.
Вокруг птицы поют вдохновенно, особенно соловьи стараются, черёмуха цветёт, по бокам тропинки звездчатка просто огромная по сравнению с той, что на Кольском севере.
Идти и радоваться лету, если репеллент от мошки да комаров не забыл :)
Земля усыпана меленькими лепесточками черёмухи, у нас своё ханами, русское :)
Иван-чай молоденький.
Несмотря на таблички мусора много, и вдоль тропы к молу, и на берегу залива, и на молу.
На берегу залива мангалы и камни с творчеством.
Есть ракурсы, где и воды не видно.
А тут начинается мол.
Идём по тропинке, просветы по бокам - это вода, ширина мола где-то метров семь, мне показалось.
Иногда случаются удобные "смотровые площадки" у воды.
И вдруг - пришли.
Мол закончился, ушёл под воду. Часть его впереди выныривает.
Оглянемся назад.
На оконечности мола, кстати, ходила женщина с большим мусорным пакетом и в рабочих перчатках и собирала разный мусор. Не знаю, просто отдыхающая не захотела в грязи сидеть и смотреть на пейзажи или это была работница лесопарка. Потом, когда мы шли назад, встретили её в середине мола, она так и шла от конца к началу, и пакет у неё был уже огромный.
Узкий мол. Набросали камней, возможно, даже зимним способом - на лёд санями привозили камни, землю, песок и прочее. Весной лёд таял, всё это оседало уплотнялось, сверху сыпали ещё...
Но вот уже и деревья на нём выросли.
Для чего же построили этот мол?
В 1854 году мол вёл к батарее и гавани канонерских лодок, это была часть защиты от английского и французского флотов во время Балтийской кампании Крымской войны.
А в конце XIX - начале XX веков здесь было организованно комбинированное железнодорожно-морское сообщение. Это сейчас в Кронштадт из Петербурга можно добраться по участку КАДа (Кольцевой автодороги), которая проходит по дамбам в Финском заливе.
А в 1894 году надо было сесть в поезд на Сестрорецк, выйти на станции в посёлке Лисий Нос, пересесть в специальный маленький поезд из паровоза и двух вагонов, который ехал прямо на этот мол, и на пристани пересаживаться уже на пароходы до Кронштадта. Зимой вместо пароходов были сани.
Пассажирское движение к молу было прекращено к 1928 году, но линия активно использовалась для доставок грузов к побережью.
В блокаду Ленинграда мол служил для переправы войск и грузов на Ораниенбаумский плацдарм и Кронштадт.
Вон он, Кронштадт, его Морской собор виден, кажется, со всего побережья Невской губы и Курортного района.
А слева прекрасный вид на башню Лахта-центра и дневную луну.
Лахта-центр у нас, кажется, уже со всех сторон сфотографирована :)
А здесь даже Исаакий виден.
Мост через корабельный фарватер на ЗСД.
Всё близко! Даже самолётик :)
Насмотревшись, идём обратно в лес, слушаем соловьёв, любуемся папоротниками.
Решаем идти в сторону редута (на старой карте). По дороге всякие руины. Вообще-то здесь раньше были воинские части.
Арсенал, здание постройки 1850-1870-х годов, обнесённое земляным валом.
Старые кирпичи с клеймом известной лахтинской фирмы.
Внутри арсенала разруха и подростковое творчество.
Не очень люблю такое граффити. И не очень-то уютно чувствую себя в таких заброшенных зданиях.
Редут мы не нашли, хотя, может, и просто мимо прошли - судя по фото в инете, это уже просто заросшие канавы и холмики.
Дошли до машины и поехали назад вдоль болота.
На поселковой площади - памятник "Дорога Мужества" в честь Малой Дороги жизни.
Ещё один хороший мемориал.
Стела с гербом посёлка Лисий Нос.
Сцена на площади.
Приятно тренироваться в таком месте.
Красный клён, который всегда красный.
И напоследок, выруливая на развязку, увидели ещё одно граффити. Как раз для завершения поста про Лисий Нос.