Ирина (irina_chisa) wrote,
Ирина
irina_chisa

Category:

«Vita Nostra» и другие

Во время отпуска «вышла из запоя» – дочитала все книги Марины и Сергея Дяченко, которые смогла найти в свободном доступе или купить в электронном формате после перечитки «Шрама».
Мой личный рейтинг:

Армагед-Дом
Варан / Медный король
Долина совести
Скрут
Шрам
Пещера
Ритуал
Пандем
Алёна и Аспирин

Есть и не понравившиеся книги: «Казнь», «Дикая энергия», «Ведьмин век» и, как ни странно, обласканная и многажды награждённая «Vita Nostra». 
 

Скажу честно – читать эти книги было интересно. Ни разу не возникло мысли бросить книгу. Но, когда переворачивала последнюю страницу, недоумённо поднимала брови «Ну и что?!» Фантасмагоричные картины, великолепные локальные идеи, прописка персонажей и действий – и всё это вместе не приводит ни к чему, так и остаётся лишь списком ингредиентов для не сделанного блюда.
Эти книги – ружья на сцене, которые висели-висели, да не выстрелили.

«Казнь» вышла сумбурным «ни о чём» - ну, не о поисках же мужа, в конце концов, в ней речь, как и не о поисках себя самоё. Вложенность миров, как фантастическое допущение, не сработала. Вынашивание героиней необычного ребёнка, метод принуждения (тут вспоминался «Рассказ служанки» Этвуд), психологизмы всякие – хорошо, но для чего всё это книге в целом? Что даёт эта часть, так хорошо и интересно написанная, для общей идеи? Да ничего, потому что общей идеи нет.

«Дикая энергия» вообще показалась «заказной», написанной для того, чтобы певица Руслана смогла бы пропиарить в послесловии свою новую программу. Опять же – отдельные куски интересные, яркие, но тонут в общей каше-размазне, не пойми какого вкуса – то ли манка, то ли овсянка.

«Ведьмин век». Так хорошо всё начиналось! И последние 10% повествования вместо заключительного аккорда – сумбур и шабаш, перечеркнувшие начало. Даже удивительно, что авторы, могущие одним предложением показать всё сразу - и характер, и чувства, и, гмм, погоду за окном комнаты героя,- в данном случае вышли за рамки стиля и вкуса и долго, нудно и неинтересно показывали перерождение героини. Всю книгу задавалась вопросом – так для чего в этом мире ведьмы? И ответа не получила, ни от авторов, ни от себя. А ведь есть в книге интересный герой Клавдий Старж, захватывающие ситуации и опять-таки - «локальные» идеи, не сплетшиеся в одну общую. Жаль.

«Vita Nostra». В начале книги есть эпизод, когда главная героиня приезжает на море, бросается в воду и испытывает восторг. Вот я такой же восторг испытывала, когда начала читать эту книгу. Потом восторг сменился тягостным томлением и даже страхом – насколько можно бояться за героя книги, а не вообще. Затем возник вопрос «Зачем?» Зачем нужно такое принуждение? Зачем делать из героини собаку Павлова? Затем, чтобы она в результате отказалась от материальности, воспарила, «прозвучала» и всё такое прочее, причём, к тому моменту уже сама этого хотела? Ребята, все мы, так или иначе, задумываемся о бренности нашего земного существования. Одни – с религиозной подоплёкой, другие – с фантастической, третьи – ещё с какой-нибудь. И все мы не против когда-нибудь попробовать… Когда-нибудь. Когда пройдём свой путь, когда напишем свою книгу и создадим лекарство от рака, поцелуем любимого человека, взъерошим пахнущие воробышком волосики своего малыша, съедим тонну фисташкового мороженого и пролистаем миллион страниц, то новых, пахнущих типографской краской, то изжелта-хрупких, с отметинами времени и людей, то скупых электронных, тем не менее, несущих такой же восторг чтения, понимания и чувствования. И вот молодая девушка, не испытавшая в жизни ничего этого, а только страх и унижение, вдруг прониклась, поняла и хочет «нематериальности» сама? Не верю. А потом, что такое – стать Словом? «Слово» – очень заманчивое понятие, можно долго играть словами, перебрасывая это слово «Слово», как шарик. Можно говорить о вдруг вырастающих крыльях у героини (извините, но для таких авторов – низкопробно и даже пошло) и новых способностях (собственно, повторение белиберды превращения героини в «Ведьмином веке»). Можно закончить книгу эффектным словом – глаголом «Не бойся». Ну и?! Ощущение, что надували большой, удивительной формы и необычного цвета шар, и вот уже он должен либо взлететь, либо взорваться, а его просто выпустили из рук, и шарик мечется по сумбурной траектории, выпуская воздух и теряя цвет, форму, всё…

Теперь чуть-чуть по рейтингу.
«Армагед-Дом» был самой первой книгой Дяченко, которую я прочитала когда-то. Она же оказалась крайней в моём «запое». И через несколько лет и прожившую эти несколько лет, а значит – изменившуюся,- меня, книга осталась одной из любимых на тему постапокалипсиса.
«Варан» / «Медный король». Боже, какая фантазия! Полное погружение в мир. Идеи Печника и жертв Медному королю, такие простые на первый взгляд, имеют множество слоёв и смыслов. Я уже хочу перечитать эти книги, это тот самый случай, когда завидуешь людям, их ещё не читавшим.
Вспоминали ли авторы, когда писали «Vita Nostra» свой «Пандем», который в одном из интервью они назвали самой удачной своей книгой? Принуждение ни к чему не приводит, на каких бы благих намерениях оно не зиждилось.
«Долина совести» и «Алёна и Аспирин» - хорошие психологические книги, в меру умные, в меру интересные, в меру учащие.
«Пещера». Что чувствует человек, когда он – хищник? А когда – жертва? И можно ли победить в себе зверя или перестать быть жертвой? Ещё один альтер-мир Дяченок. Опять поражаешься неистощимой фантазии авторов.
«Ритуал». Начинаешь читать про принцессу и дракона и подспудно ожидаешь стандартного приключенческого фэнтези. Но Дяченко – обманщики, Дяченко – фокусники-иллюзионисты. Банальная история умыкания и пожирания принцессы превращается в тонкую вязь долга и предрассудков, любви и предательства, жертвования и жертвенности. А не менее банальная сказка о красавице и чудовище становится историей некрасавицы и нечудовища. Стихи дракона, открывающие каждую главу книги, своей изысканностью и лаконичностью похожи на хокку. Я готова учить их наизусть…
Про «Шрам» я уже писала». С ним перекликается «Скрут» - преодоление страха, преодоление себя.
Вообще многие книги Дяченко продолжают, дополняют друг друга, спорят друг с другом. Можно ли спасти одного человека, своего родного, любимого, ценой жизни другого? Если не сможешь принести в жертву «чужака», будет ли это предательством по отношению к своему? («Армагед-Дом», «Скрут»)
Что есть страх и как его преодолеть? («Шрам», «Vita Nostra»)
Чем ты жертвуешь и для чего или кого? («Медный король», «Долина совести», «Ритуал»)
И все книги Дяченко – о выборе, правильном ли, нет ли, но выборе, который необходимо сделать, чтобы продолжать жить. Только вот в каком качестве жить – и зависит от выбора.
Одно из ценных качеств этих книг – после них хочется изменить мир к лучшему, начиная это изменение с себя (хе-хе, не это ли было общей идеей «Vita Nostra»? Но – шарик, шарик…).
Ну что ж, в моей электронной библиотеке появилась новая «полка» - с книгами Дяченко. А я должна сказать, что далеко не многие авторы удостаиваются у меня отдельной папки со своими произведениями

кросс-пост в "Что Читать"  http://community.livejournal.com/chto_chitat/5321829.html.
 

 

Tags: чтение
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments