?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Окололитературное

150 – Чехову. Такие виртуальные 150, потому что…
Теперь и у Сэлинджера будут виртуальные 92 и дальше.
Не буду про Сэлинджера – об этом достаточно во всём инете. Скажу только, что если бы не та яркая вспышка в юности – «Над пропастью во ржи», - я бы была не я, а кто-то другой, похожий, но – не. 

Так вот, Чехов.
Филологи называют эту фразу «расхожей» и «растиражированной». В таком случае, очень хорошо, что я математик. Эта фраза примирила меня с Довлатовым, когда, несмотря на весь его вкусный язык, непечальную печаль и ироничность, я ёрзала от бесконечных самоцитирований - фраз, сюжетов… 

Так вот, Довлатов.
В конце концов становится скучно читать в n-ый раз об «алебастровых ногах» то стюардесс, то других девушек, в каждой книжке рассматривать «пюпитры, украшенные лирами из жести» в вечернем зале ресторана, слушать, как «кто-то пел, старательно изображая вора-рецидивиста» и т.д.
Вот был у него журналистский блокнот, в который он записывал удачно получившиеся словоформы, словосочетания и словоидеи (причём, далеко не всегда свои, судя по «Соло») и была у него одна история одного человека, и всю жизнь он лепил из них книжки, гарнируя то картошкой в мундире, то картофелем-фри. Причём, «разнообразие гарнира» исключительно для понимания места действия – Союз или Америка, потому что всё остальное одинаковое – персонажи, диалоги, слова... 

Так вот, фраза:
Можно благоговеть перед умом Толстого. Восхищаться изяществом Пушкина.
Ценить нравственные поиски Достоевского. Юмор Гоголя. И так далее.
Однако похожим быть хочется только на Чехова. 

Люблю Пушкина, Гоголя, Чехова, Сэлинджера и несмотря ни на что - Довлатова. Толстого и Достоевского – нет.

И всё-таки сегодня ДР Чехова.



Скульптурная композиция «Антон Чехов и дама с собачкой», Ялта.
Автор наблюдает за своими персонажами.




Я известная собачница, не могла без отдельного портрета :)




А это памятник Чехову в Приморском парке Ялты:

Комментарии

( 47 комментариев — Оставить комментарий )
voldemarych
29 янв, 2010 13:24 (UTC)
Очень нравится последнее фото! :) В школьные годы я очень любил Чехова. Надо бы чуть-чуть вернуться :)
irina_chisa
29 янв, 2010 13:49 (UTC)
Спасибо, я вообще-то так себе фотограф :)
Я тоже поглядываю на томики Чехова на книжной полке. Перечитать бы - время бы только нашлось. А вообще нужно просто положить книгу на тумбочку около кровати - и понемногу, по рассказику...
goldiy_l
29 янв, 2010 13:39 (UTC)
"Можно благоговеть перед умом Толстого. Восхищаться изяществом Пушкина.
Ценить нравственные поиски Достоевского. Юмор Гоголя. И так далее.
Однако похожим быть хочется только на Чехова".

Очень понравилась цитата... Люблю Чехова.
irina_chisa
29 янв, 2010 13:51 (UTC)
Это из "Соло на Ундервуде". Есть ещё из статей о русской литературе - сравнение Чехова с другими, но я уже не стала сюда включать - и эта цитата о многом говорит.
(без темы) - goldiy_l - 29 янв, 2010 14:01 (UTC) - Развернуть
ya_rinka
29 янв, 2010 16:46 (UTC)
Люблю Чехова. Интересно, но после изучения школьного курса русской литературы очень долго не могла читать никого из изученных классиков, кроме Чехова. Его даже тягомотина нашей школы не смогла опошлить. :)

А у нас литературные вкусы похожи, оказывается. :)))
irina_chisa
30 янв, 2010 08:45 (UTC)
Я в школе как-то с удовольствием читала ВСЁ. Мне везло с учителями по русскому и лит-ре, и тягомотины во время учёбы у меня как раз не было. Тягомотина началась, когда я в более взрослом возрасте попыталась перечесть Достоевского и Толстого, Пришвина и Паустовского. Мне элементарно скучно было. А вот Чехова - да, можно всю жизнь перечитывать.
Все люди разные, вообще-то. Знаю людей, которые Чехова не любят, а как раз - Толстого. Знаю людей, которые за Достоевского глотку перегрызут, но это уже клиника, почти что как у самого автора. Все разные, и слава богу.
Но родственную душу встретить приятно :))
(без темы) - ya_rinka - 30 янв, 2010 10:50 (UTC) - Развернуть
(без темы) - irina_chisa - 30 янв, 2010 12:56 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ya_rinka - 31 янв, 2010 10:09 (UTC) - Развернуть
ne_stolica
29 янв, 2010 18:20 (UTC)
А я-то, я вруша какая, простите меня наверху! Сказала вчера Н., что продолжу завтра читать даденного ею мне еще год Федора Михайловича ("Записки из мертвого дома"), что, наверное, на фоне Довлатовских рассказов про зону у меня должно теперь хорошо пойти, а сама-то, сама...Схватила сегодня Антона Павловича, и давай подряд рассказы. И хорошо-то мне как стало.
irina_chisa
30 янв, 2010 08:52 (UTC)
Ну как же в ДР Чехова читать Достоевского? ;)
Вот сегодня "Записки..." и почитаете.
А я "Зону" бросила. Ну, скажем так, отложила. Пятнадцать книг Довлатова подряд сказались таки - уже не могла. Как-нибудь потом, попозже вернусь к ней.
А от Чехова хорошо действительно. Даже, когда грустно. Он очень человечный. Не пафосно, а просто - человечный.
(без темы) - ne_stolica - 31 янв, 2010 09:15 (UTC) - Развернуть
shagron2
29 янв, 2010 18:57 (UTC)
Спасибо за разбор Довлатова!;)
irina_chisa
30 янв, 2010 09:13 (UTC)
Рома, это ж разве разбор? :)
Разбор у меня был в десятом классе, когда я в сочинении про Наташу Ростову - наш в принципе стандартно-положительный женский образ в советской школе,- вывела её как мещанку (в самом плохом смысле этого слова), только и того, что самкой не назвала. Получила за него "отлично". Моя учительница Раиса Вот-уже-и-не-помню-как-по-батюшке, сказала мне с чувством: "Ирина! Даже придраться ни к чему не могу - всё проанализировала, всё вывела. Но я тебя очень прошу, на выпускном экзамене не трогай эту тему! От комиссии я тебя не спасу".

А про Довлатова я хотела написать, когда пятнадцать книг его наподряд прочла, но тут пришли наши печальные события и всё из головы выветрилось, я могла либо грустить и плакать, либо, как Мюнхаузен, тащить себя за волосы из болота всякими искусственными способами. Это так, отголоски. По большому счёту, его книги книгами не назовёшь - очень напоминает литературный, хорошего языка и стиля - но ЖЖ, а не книгу. Исключение - "Заповедник". Это - книга, со всей атрибутикой, сюжетом, героями, развитием, кульминацией и т.д. Зато читать его произведения можно с любого места. Вот грустно стало - открыл, где открылось, прочитал страничку - и живёшь дальше.
(без темы) - ya_rinka - 30 янв, 2010 10:52 (UTC) - Развернуть
(без темы) - irina_chisa - 30 янв, 2010 13:00 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ya_rinka - 31 янв, 2010 10:11 (UTC) - Развернуть
(без темы) - shagron2 - 30 янв, 2010 11:03 (UTC) - Развернуть
(без темы) - irina_chisa - 30 янв, 2010 13:21 (UTC) - Развернуть
(без темы) - shagron2 - 30 янв, 2010 13:30 (UTC) - Развернуть
(без темы) - irina_chisa - 30 янв, 2010 13:44 (UTC) - Развернуть
(без темы) - shagron2 - 30 янв, 2010 13:48 (UTC) - Развернуть
(без темы) - irina_chisa - 30 янв, 2010 13:53 (UTC) - Развернуть
(без темы) - shagron2 - 30 янв, 2010 20:13 (UTC) - Развернуть
mama_coshka
29 янв, 2010 20:41 (UTC)
В детстве любила Чехова, его ранние веселые, как мне тогда казалось, рассказы, некоторые мы дома читали вслух, особенно, когда болели. Легко ч, без переживаний итала тяжелые (сказывалось отсутствие собственного опыта:)) В старших классах Чехова не понимала, его"Вишневый сад" и другие, хотя много перечитывала. Появлялось чувство тягостности. С возрастом пришло понимание, что можно не читать, но уважать.
irina_chisa
30 янв, 2010 09:18 (UTC)
Да, ранние и поздние вещи у него отличаются. Но мне все нравятся. И смешные, и грустные. Они по-любому - думательные и человечные.
Как я уже говорила, грусть креативнее радости, поэтому грустные раздумья меня по факту не смущают.
"Можно не читать, но уважать" - это ты правильно заметила. Не только к книгам относится.
vitaly_il
30 янв, 2010 16:39 (UTC)
Мне кажется, что если прочесть достаточное кол-во книг любого писателя, то заметишь самоцитирование и повторы. Ремарк и т.д.
Как сказал кто-то - "самое страшно испытание - это испытание полным собранием сочинений".
irina_chisa
30 янв, 2010 17:03 (UTC)
Да, это точно - испытание. Довлатов его не прошёл. Пушкин с Чеховым - да (и многие другие, так как у меня образовалась такая привычка - читать всё сразу одного автора), Довлатов - нет. Его самоцитаты были бы видны, даже если не подряд читать - очень запоминающиеся яркие образы, диалоги, и он их повторяет. Проходные слова бы не запомнились.
И вот, кстати, тот же Поляков. Его я тоже наподряд читала. Хорошим языком и повторением историй Довлатов как раз живо напомнил мне Юрия Полякова с его несколькими книгами о том, как сорокалетний мужчина, вступая в кризисный возраст, уходит от жены к молоденькой любовнице («Грибной царь», «Замыслил я побег», «Возвращение блудного мужа» и др.). Но, несмотря на какую-то общую идею всех этих книг, сюжеты - разные, слова - разные. Хотя всё равно надоело об одном-то. :) Но его «Козлёнок в молоке» - безусловно, шедевр. Да и первая часть «Гипсового трубача» - вполне. Жду продолжения.
На самом деле, Довлатов - не писатель в моём понимании. Он не умеет придумывать. Он великолепно делает зарисовки с натуры, мастерски просто, но я понимаю писателя ещё и как мастера историй, а не только слов и образов.
(без темы) - vitaly_il - 30 янв, 2010 17:25 (UTC) - Развернуть
(без темы) - irina_chisa - 30 янв, 2010 18:12 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ya_rinka - 31 янв, 2010 10:23 (UTC) - Развернуть
elen_ibn_jam
30 янв, 2010 18:41 (UTC)
Ооо... Вспоминаю преподавание в школе, 10-й класс.
Когда после мрачного Достоевского, занудно и длинно поучающего Толстого - вдруг становится легко и свободно: Чехов. Краткий, легкий по стилю, совсем не ментор - но такой глубокий...
Люблю Чехова. :)
irina_chisa
30 янв, 2010 18:50 (UTC)
О! Ты с нами!
Ты сказала лаконично, точно и с чувством.
(без темы) - elen_ibn_jam - 30 янв, 2010 19:18 (UTC) - Развернуть
(без темы) - irina_chisa - 30 янв, 2010 19:33 (UTC) - Развернуть
elen_ibn_jam
30 янв, 2010 19:43 (UTC)
Ну так! ;))

Во-во, и я всех доставала - какими-то своими "открытиями" у Достоевского.

Наша преподавательница в универе все сокрушалась по поводу "Преступления и наказания" в школьной программе: сложно - раз, и так мрачного много вокруг - два. Лучше бы что-то полегче - "Бедные люди", "Белые ночи"...

Офф. Услышала в "Ледниковом периоде" саундтрек к "Списку Шиндлера" - нашла в сети, и аж до слез. ) А тут еще и тема такая серьезная. :)
irina_chisa
30 янв, 2010 21:41 (UTC)
По поводу школьной программы - это больная тема, причём, не только по литературе :(

Я что-то в этом году вообще телевизор не смотрю. В прошлом "Ледниковый период" тоже смотрела, а потом как-то забывать включать стала.
(без темы) - elen_ibn_jam - 30 янв, 2010 21:53 (UTC) - Развернуть
(без темы) - irina_chisa - 30 янв, 2010 22:43 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ya_rinka - 31 янв, 2010 10:21 (UTC) - Развернуть
(без темы) - irina_chisa - 31 янв, 2010 15:59 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ya_rinka - 31 янв, 2010 16:38 (UTC) - Развернуть
(без темы) - irina_chisa - 31 янв, 2010 18:05 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ya_rinka - 31 янв, 2010 19:23 (UTC) - Развернуть
(без темы) - elen_ibn_jam - 31 янв, 2010 19:13 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ya_rinka - 31 янв, 2010 19:24 (UTC) - Развернуть
( 47 комментариев — Оставить комментарий )

Календарь

Август 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Разное

Разработано LiveJournal.com